Тип Моллюски Классы моллюсков Ответы к рабочей тетради Биология 7 класс онлайн читать


11. Тип моллюски

12. Классы моллюсков

1. Изучив текст параграфа, сформулируйте общие признаки типа Моллюски.

Тело мягкое, мускулистое, состоит из 3 отделов: туловище, нога, голова (кроме двустворчатых). Сегментации нет. Тело покрыто раковиной. На голове есть щупальца, глаза, ротовое отверстие и органы равновесия.

2. Покажите на конкретных примерах, что строение органов дыхания моллюсков обусловлено средой их обитания.

Наземные моллюски (улитка) дышат легкими, водные (устрицы) - жабрами.

3. Как вы считаете, с какой целью раковины моллюсков измельчают и добавляют в корм домашней птице?

в качестве дополнительного источника кальция

4. Выберите из перечисленных терминов те, которые обозначают части тела определенных моллюсков.

1. Щупальца
В 2. Нога
В 3. Жабры
4. Раковина
5. Дыхательное отверстие
6. Голова
7. Мантия
8. Туловище
9. Глаза
10 Створки раковины
11. Вводный сифон
12. Ротовые лопасти
13. Выводной сифон
14. Ловчие щупальца
15. Хвостовые плавники

А - кальмар
Б - прудовик
В - беззубка

Ответ:

А - 1, 3, 6, 7, 8, 9, 14, 15
Б - 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ,12
В -  2, 3, 7, 8, 10, 11, 12, 13
 

5. Изучив текст параграфа, заполните таблицу.

Название моллюска Среда обитания Как передвигается С помощью чего передвигается
прудовик обыкновенный пресные водоемы - реки, озера и пр. скользит ногой по подводным предметам или подвесившись снизу к поверхностной пленке воды  с помощью мускулистой ноги, которая занимает всю брюшную часть тела
кальмар морские водоемы реактивное движение благодаря наполнению мантийной полости водой и ее извержению через воронку с помощью воронки, мантийной полости, плавников

6. Используя рисунок 31 учебника, опишите, как осуществляется кровообращение у моллюсков.

Кровеносная система незамкнутая и состоит из сердца и сосудов. Сердце имеет желудочек и 1 -2 (реже 4) предсердия. Помимо сосудов часть пути кровь проходит в щелевидных полостях между органами.

7. Изучив текст параграфа, заполните таблицу Значение моллюсков.

Моллюски Значение Примеры
В природе 1) очистка воды
2) источник питания животных
3) образование морских отложений

1) перловица
2) улитка, слизень
3) наутилус
 
В хозяйственной деятельности человека 1) промысловое значение (источник питания человека)
2) получение жемчуга и перламутра
3) получение краски сепии
4) вредители сельского хозяйства
1) мидии, устрицы, кальмары
2) жемчужница
3) каракатица
4) виноградная улитка, полевой слизень

8. Закончите предложения.

Не имеющее раковину тело слизней покрыто густой мантией. Она защищает тело от излишнего испарения и высыхания. Это моллюски ведут преимущественно наземный образ жизни и прячутся под палками, досками и т.д.

9. Изучив текст параграфа и рисунки, выполните лабораторную работу №4 "Особенности строения и жизни моллюсков", зарисуйте раковины брюхоногих и двухстворчатых моллюсков и подпишите их названия.

10. Рассмотрите рисунки 32, 33,34 учебника (с.49, 51).Каких из нарисованных моллюсков вы видели? Выпишите их названия.

рис. 32: Брадибена Вайриха, голубой слизень
рис. 33: Лима шероховатая, тридакна гигантская
рис 34: осьминог, каракатица
 

11. Изучив весь материал учебника по типу Моллюски, заполните таблицу.

Способы питания моллюсков:
Фильтраторы - брюхоногие, двустворчатые
Растительноядные - головоногие
Хищные - брюхоногие
Паразиты - брюхоногие
Трупоеды - головоногие
 

12. Дайте определения понятий.

Реактивное движение - пульсирующее выбрасывание воды из мантийной полости через воронку
Чернильный мешок - орган моллюсков (напр. каракатиц), в котором вырабатывается чернильное вещество
Пищеварительная железа - орган, входящий в пищеварительную систему моллюсков
Слюнная железа - железа первого отдела пищеварительного тракта у моллюсков
Мантийная полость - полость, которая расположена между мантией и телом моллюска
Терка - мускулистый язык с хитиновыми зубами в ротовой полости моллюсков

13. На основании текста параграфа докажите, что моллюски стоят на более высокой ступени эволюционного развития, чем черви.

Моллюски более высоко организованы по строению (есть кровеносная, пищеварительная и нервная системы органов) и поведению

14. Заполните схему Систематические группы типа Моллюски.


Тип Моллюски
- класс брюхоногие
- класс двустворчатые
- класс головоногие

15. Внимательно рассмотрите рисунок и обозначьте внутренние органы моллюсков. 

1. Нервные узлы 
2. Нервы
2, Легкое
3. Сердце
4. Кровеносные сосуды
5. Кишка
6. Желудок
7. Терка
5. Кишка

Какие новые органы появились у моллюсков по сравнению с червями? кишка, желудок,сердце, легкое

 

16. Кроссворд № 2 "Моллюски"


1. Органы выделения у моллюсков (почки)
2. Орган, обеспечивающий движение крови по сосудам и полости тела (сердце)
3. Моллюск, способный в случае преследования пролетать над водой (кальмар)
4. Наружная складка кожи у моллюсков (мантия)
5. Брюхоногий моллюск. не имеющий раковины (слизень)
6. Часть тела брюхоногого моллюска (нога)
7. Млекопитающее, использующее брюхоногих моллюсков в пищу (крот)
8. Мешкообразный орган дыхания у наземных моллюсков (легкое)


 


-->