Практическая работа №9 Решение экспериментальных задач 8 класс онлайн читать


Практическая работа №9. Химия 8 класс (к учебнику Габриеляна О.С.)

Решение экспериментальных задач

 

Цель: обобщить знания об основных классах неорганических соединений, научиться подбирать исходные вещества для проведения реакций по сокращенным уравнениям, закрепить навыки составления уравнений реакций в ионном виде и электронного баланса к ОВР.
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, нагревательный прибор, спички, пробиркодержатель.
Реактивы: растворы хлорида магния, сульфата калия, карбоната калия, карбоната натрия, сульфита натрия, сульфида натрия, фосфата калия, нитрата цинка, хлорида цинка, сульфата меди (II), хлорида бария, нитрата свинца (II), хлорида железа (III), иодида калия, гидроксида натрия, серной кислоты, азотной кислоты, соляная кислота, сероводородная вода, хлорная вода, концентрированная серная кислота, оксид меди (II), цинк, железо, алюминий, медь.

Задание 1


Наливаем в пробирку 1-2 мл концентрированного раствора серной кислоты.
Опускаем в нее гранулу цинка.
Наблюдаемые явления: ощущается резкий запах выделяющего газа SO2 - запах горелых спичек.
Уравнение реакции:

Вывод: концентрированная серная кислота особенным образом реагирует с металлами, окислителем при этом выступают атомы серы.
 

Задание 2


В шесть пробирок наливаем по 1-2 мл хлорида магния.
В каждую из пробирок последовательно приливаем следующие растворы:

Наблюдаемые явления:

Уравнения реакций:



Вывод: выпадение осадка - одно из условий протекания реакций ионного обмена до конца.
 

Задание 3


Соединяем попарно растворы, немного нагреваем, определяем запах образовавшихся веществ:
а) карбонат калия и соляная кислота (без нагревания)
Наблюдаемые явления: бурно выделяется бесцветный газ (СО2), происходит "вскипание" раствора.
Уравнение реакции:

б) сульфид натрия и серная кислота
Наблюдаемые явления: ощущается запах тухлых яиц, это запах сероводорода H2S.
Уравнение реакции:

в) хлорид цинка и азотная кислота
Наблюдаемые явления: без видимых изменений
Уравнение реакции:

г) сульфит натрия и серная кислота
Наблюдаемые явления: ощущается резкий запах горелых спичек, это запах сернистого газа SO2.
Уравнение реакции:

г) сульфат меди (II) и азотная кислота
Наблюдаемые явления: без видимых изменений.
Уравнение реакции:

Вывод:
одним из условий протекания реакций ионного обмена до конца является выделение газа в процессе реакции.

Задание 4


Необходимо осуществить реакции, согласно нижеприведенным схемам.
а)

Соединяем растворы хлорида бария и карбоната натрия.
Наблюдаемые явления: выпадает белый осадок
Уравнения реакции:

Вывод: суть реакции между растворами солей хлорида бария и карбоната натрия заключается во взаимодействии ионов бария Ba2+ и карбонат-ионов  с образованием осадка, поэтому реакция идет до конца.

б)

Соединяем растворы карбоната натрия и азотной кислоты.
Наблюдаемые явления: бурное выделение углекислого газа, "вскипание" раствора.
Уравнение реакции:

Вывод: суть реакции между растворами карбоната натрия и азотной кислоты заключается во взаимодействии ионов водорода и карбонат-ионов с образованием газа и воды, поэтому реакция идет до конца.

в)

В раствор щелочи (например, гидроксид натрия) добавляем 1-2 капли раствора фенолфталеина. Раствор приобретает малиновый цвет.
Добавляем раствор кислоты (например, серной) до обесцвечивания содержимого пробирки.
Наблюдаемые явления: раствор становится бесцветным
Уравнения реакции:

Вывод: суть реакции обмена между растворами гидроксида натрия и серной кислоты заключается во взаимодействии ионов водорода и гидроксид-ионов с образованием воды, поэтому реакция идет до конца.

г)



д)

В пробирку насыпаем черный порошок оксида меди (II), добавляем соляную кислоту и осторожно нагреваем.
Наблюдаемые явления: черный порошок растворяется, раствор приобретает сине-зеленую окраску.
Уравнение реакции:

Вывод: оксид меди реагирует с кислотами с образованием соли и воды.

е)

К раствору соли свинца (II) (например, нитрата свинца (II)) добавляем раствор сульфида (например, сульфида натрия).
Наблюдаемые явления: образуется осадок черного цвета.
Уравнения реакции:

Вывод: суть реакции обмена между растворами нитрата свинца (II) и сульфида натрия заключается во взаимодействии ионов Pb2+ и S2- с образованием осадка, поэтому реакция идет до конца.
 

Задание 5

Проведем реакции между следующими веществами:
а) сероводородная и хлорная вода.
Наблюдаемые явления: образуется остаток серы желтого цвета.
Уравнения реакции:

б) раствор иодида калия и хлорная вода.
Наблюдаемые явления: раствор окрашивается в бурый цвет из-за выделяющегося иода.
Уравнения реакции:

в) соляная кислота и алюминий.
Наблюдаемые явления: выделяется бесцветный газ - водород.
Уравнения реакции:

г) концентрированная серная кислота и медь (при нагревании).
Наблюдаемые явления: медь постепенно растворяется, раствор окрашивается в голубой цвет, ощущается резкий запах сернистого газа - запах горелых спичек.
Уравнения реакции:

Вывод: проведенные реакции являются окислительно-восстановительными, т.к. в процессе реакций меняется степень окисления элементов.
 

Задание 6

Из имеющихся реактивов получить следующие вещества:

а) гидроксид железа (III) Fe(OH)3.
В пробирку наливаем хлорид железа (III) и добавляем гидроксид натрия.
Наблюдаемые явления: образуется остаток бурого цвета.
Уравнения реакции:

Вывод: нерастворимые основания могут быть получены взаимодействием растворов соответствующей соли и щелочи

б) сульфид меди (II) CuS.
Соединяем растворы сульфата меди (II) и сульфида натрия.
Наблюдаемые явления: образуется осадок черного цвета
Уравнения реакции:

Вывод: соль может быть получена взаимодействием растворов солей, если в процессе реакции выпадает осадок

в) оксид серы (IV) SO2
В пробирку осторожно наливаем концентрированную серную кислоту и добавляем кусочки медной проволоки.
Слегка нагреваем.
Наблюдаемые явления: медь постепенно растворяется, раствор окрашивается в голубой цвет, ощущается резкий запах сернистого газа SO2 - запах горелых спичек.
Уравнения реакции:

Вывод: одним из способов получения SO2 является взаимодействие некоторых металлов с концентрированной серной кислотой

г) карбонат магния MgCO3
Соединяем растворы хлорида магния и карбоната натрия.
Наблюдаемые явления: образуется осадок белого цвета.
Уравнения реакции:

Вывод: соль можно получить в результате взаимодействия растворов солей, если в процессе реакции выпадает осадок.

д) свинец Pb
В пробирку наливаем раствор нитрата свинца (II) и опускаем более активный металл, например, цинк.
Наблюдаемые явления: поверхность цинка постепенно покрывается налетом свинца.
Уравнения реакции:

Вывод: одним из способов получения металлов является взаимодействие раствора соли соответствующего металла с более активным металлом.

Общий вывод по работе: в результате выполнения практической работы обобщены знания об основных классах неорганических соединений, подобраны исходные вещества для проведения реакций по сокращенным уравнениям, закреплены навыки составления уравнений реакций в ионном виде и электронного баланса к ОВР.

















 

-->