Практическая работа №8 Свойства кислот, оснований, оксидов и солей 8 класс онлайн читать


Практическая работа №8. Химия 8 класс (к учебнику Габриеляна О.С.)

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей

Задание 1

Цель: изучить на практике реакции, характеризующие свойства кислот.
Оборудование: пять пробирок, штатив для пробирок, пробиркодержатель, нагревательный прибор, спички, шпатель.
Реактивы: соляная кислота, растворы серной кислоты, гидроксида натрия, нитрата серебра, хлорида бария, карбоната натрия, фенолфталеина, цинк, медь, оксид меди (II), универсальная индикаторная бумага (или раствор лакмуса, метилового оранжевого)

Порядок выполнения работы

Опыт №1

Определение среды растворов кислот


Нальем в пробирку соляную кислоту (или раствор серной кислоты).
Добавим 2-3 капли раствора лакмуса (или воспользуемся универсальной индикаторной бумагой, или раствором метилового оранжевого).
Наблюдаемые явления: раствор лакмуса становится красным (универсальная индикаторная бумага приобретает малиновый цвет, метиловый оранжевый - розовеет).
Уравнения реакций:

Вывод: растворы кислот изменяют окраску индикаторов, т.е. в растворе присутствуют ионы водорода Н+ .

Опыт №2
Взаимодействие кислот с металлами


В две пробирки нальем соляную кислоту (раствор серной кислоты). В одну добавим стружки цинка, а в другую - кусочки медной проволоки.
Наблюдаемые явления: в пробирке с цинком наблюдается выделение бесцветного газа водорода, в пробирке с медью - без изменений.
Уравнения реакций:



Вывод: кислоты реагируют с металлами, стоящими в ряду напряжений металлов до водорода, с образованием соли и водорода (кроме HNO3 и концентрированной H2SO4). 


Опыт №3
Взаимодействие кислот с оксидами металлов

В пробирку с соляной кислотой (раствором серной кислоты) насыпаем на кончике шпателя черный порошок оксида меди (II).
Укрепляем пробирку в пробиркодержатель и аккуратно нагреваем.
Наблюдаемые явления: порошок оксида меди (II) постепенно растворяется, раствор приобретает сине-зеленый цвет.
Уравнения реакций:

Вывод: кислоты реагируют с оксидами металлов с образованием соли и воды. 


Опыт №4
Взаимодействие кислот с основаниями

В пробирку наливаем 2-3 мл раствора гидроксида натрия.
Добавляем 1-2 капли раствора фенолфталеина.
Наблюдаемые явления: раствор окрашивается в малиновый цвет.
Доливаем в пробирку соляную кислоту (раствор серной кислоты) до обесцвечивания раствора.
Наблюдаемые явления: раствор обесцвечивается.
Уравнения реакций:

Вывод: кислоты вступают в реакцию нейтрализации с основаниями с образованием соли и воды.

Опыт №5
Взаимодействие кислот с солями

1. В пробирку наливаем раствор карбоната натрия.
Добавляем соляную кислоту (раствор серной кислоты).
Наблюдаемые явления: Происходит бурное выделение бесцветного газа, "Вскипание" раствора.
Уравнения реакций:


2. В пробирку наливаем соляную кислоту и добавляем 1-2 капли нитрата серебра.
Наблюдаемые явления: выпадает творожистый осадок белого цвета.
Уравнения реакций:

или
В пробирку наливаем раствор серной кислоты и добавляем немного раствора хлорида бария.
Наблюдаемые явления: выпадает осадок белого цвета.
Уравнения реакций:

Вывод: растворы кислот реагируют с солями с образованием новой соли и новой кислоты, если в процессе реакции выделяется газ или выпадает осадок.



Задание 2

Цель: изучить на практике свойства растворимых и нерастворимых оснований. 

I вариант

Свойства щелочей на примере гидроксида натрия

Оборудование: три пробирки, штатив для пробирок, стеклянная трубка, нагревательный прибор, спички, пробиркодержатель.
Реактивы: растворы гидроксида натрия, серной кислоты, сульфата меди (II), соли аммония (например, хлорида аммония), фенолфталеина, универсальная индикаторная бумага.

Порядок выполнения работы

Опыт 1
Взаимодействие кислот с солями

В пробирку наливаем 2-3 мл гидроксида натрия.
Добавляем 1-2 капли раствора фенолфталеина.
Наблюдаемые явления: раствор приобретает малиновую окраску.
Доливаем раствор кислоты (например, серной) до обесцвечивания содержимого пробирки.
Наблюдаемые явления: раствор обесцвечивается.
Уравнения реакции:

Вывод: щелочи реагируют с кислотами с образованием соли воды. Это реакция нейтрализации.

Опыт 2
Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов

В пробирку наливаем 3-4 мл раствора гидроксида натрия.
С помощью стеклянной трубки осторожно продуваем через раствор выдыхаемый воздух (он содержит углекислый газ СО2).
Наблюдаемые явления: происходит поглощение раствором углекислого газа.
Уравнения реакции:

Примечание: Можно доказать, что в растворе образуется новая соль - карбонат. Для этого в раствор следует добавить кислоту, в результате произойдет его "вскипание".
Вывод: щелочи реагируют с оксидами неметаллов с образованием соли и воды.

Опыт 3
Взаимодействие щелочей с растворами солей

1. Наливаем в пробирку 1-2 мл раствора гидроксида натрия и добавляем столько же раствора сульфата меди (II).
Наблюдаемые явления: выпадает осадок голубого цвета.
Уравнения реакции:


2. Наливаем в пробирку 1-2 мл раствора раствора хлорида аммония и добавляем столько же гидроксида натрия
Осторожно нагреваем содержимое пробирки.
Наблюдаемые явления: ощущается резкий запах аммиака, влажная индикаторная бумага синеет.
Уравнения реакции:

Вывод:
щелочи реагируют с растворами солей с образованием новой соли и нового основания, если в процессе реакции выпадает осадок или выделяется газ.

 

II вариант

Исследование свойств нерастворимых оснований на примере гидроксида железа (III)

Оборудование: три пробирки, штатив для пробирок, нагревательный прибор, спички, пробиркодержатель.
Реактивы: растворы хлорида железа (III), гидроксида натрия, серной кислоты.

Порядок выполнения работы

Опыт 1
Получение гидроксида железа (III)

В пробирку наливаем 3-4 мл раствора хлорида железа (III).
Добавляем столько же раствора гидроксида натрия.
Наблюдаемые явления: выпадает осадок бурого цвета.
Уравнения реакции:

Вывод:
нерастворимые основания получают при взаимодействии раствора соответствующей соли и щелочи.

Опыт 2
Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами

В чистую пробирку отбираем немного бурого осадка Fe(OH)3, полученного в результате первого опыта.
Добавляем раствор серной кислоты.
Наблюдаемые явления: осадок растворяется, раствор становится прозрачным.
Уравнения реакции:

Вывод:
нерастворимые основания реагируют с кислотами с образованием соли и воды. Это реакция нейтрализации.

Опыт 3
Разложение нерастворимых оснований при нагревании

Полученный при выполнении первого опыта осадок Fe(OH)3 осторожно нагреваем.
Наблюдаемые явления: образуется красно-коричневое твердое вещество.
Уравнения реакции:

Вывод:
нерастворимые основания разлагаются при нагревании на оксид соответствующего металла и воду.
 

Задание 3

Цель: изучить на практике реакции, характеризующие свойства оксидов металлов и оксидов неметаллов. 

I вариант

Получение и некоторые свойства кислотных оксидов

Оборудование: две колбы емкостью 0,5 л, нагревательный прибор, спички, ложечка для сжигания веществ.
Реактивы: сера, дистиллированная вода, раствор гидроксида натрия, лакмуса.

Порядок выполнения работы

В одну колбу наливаем немного дистиллированной воды, а в другую - раствор NaOH.
В ложечку для сжигания веществ поместим немного порошка серы.
ВНИМАНИЕ! Опыт проводить только под вытяжкой!
Нагреем порошок и подожжем его в пламени нагревательного прибора.
Наблюдаемые явления: сера горит голубым пламенем, образуется газ с резким запахом.
Уравнение реакции:

Ложечку с горящей серой быстро помещаем в колбу с небольшим количеством воды и лакмусом, закрываем пробкой.
Наблюдаемые явления: газ постепенно поглощается водой, лакмус окрашивается в красный цвет - образуется кислота.
Уравнение реакции:

Вывод: кислотные оксиды реагируют с водой с образованием кислоты.
Ложечку с еще горящей серой перемещаем в колбу с раствором гидроксида натрия, закрываем пробкой.
Наблюдаемые явления: газ постепенно поглощается раствором щелочи.
Уравнение реакции:

Вывод: кислотные оксиды реагируют с растворами щелочей с образованием соли и воды.

II вариант

Некоторые свойства основных оксидов

Оборудование: кристаллизатор, пробирка, шпатель.
Реактивы: оксид кальция, дистиллированная вода, соляная кислота, фенолфталеин.

Опыт 1
Взаимодействие с водой

В кристаллизатор насыпаем немного порошка оксида кальция.
Осторожно добавляем воду с несколькими каплями фенолфталеина.
Наблюдаемые явления: оксид бурно реагирует с водой, фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет - образуется щелочь.
Уравнение реакции:

Вывод: основные оксиды реагируют с водой с образованием щелочей.
 

Опыт 2
Взаимодействие с кислотами

В пробирку насыпаем на кончике шпателя порошок оксида кальция.
Добавляем соляную кислоту
Наблюдаемые явления: порошок постепенно растворяется, раствор становится прозрачным.
Уравнение реакции:

Вывод: основные оксиды реагируют с кислотами с образованием соли и воды.
 

Задание 4

Цель: изучить на практике свойства солей
Оборудование: по три пробирки для каждого варианта, штатив для пробирок, стальная скрепка, алюминиевая проволока.
Реактивы: растворы хлорида железа (II), хлорида меди (II), гидроксида натрия, нитрата серебра.

Порядок выполнения работы

Опыт 1
Взаимодействие солей с щелочами

В пробирку наливаем 2-3 мл раствора:
I вариант - хлорида железа (II)
II вариант - хлорида меди (II)
Добавляем 1-2 мл раствора гидроксида натрия.
Наблюдаемые явления:
I вариант - выпадает осадок бурого цвета,
II вариант - выпадает осадок голубого цвета.
Уравнение реакции:

Вывод: растворы солей реагируют с растворами щелочей с образованием новой соли и нового основания, если в ходе реакции выпадает осадок.

Опыт 2
Взаимодействие солей с металлами

В пробирку наливаем раствор выданной соли.
Опускаем в эту же пробирку:
I вариант - алюминиевую проволоку
II вариант - стальную скрепку
Наблюдаемые явления:
I вариант - проволока темнеет, раствор постепенно обесцвечивается,
II вариант - скрепка покрывается красным налетом меди, раствор постепенно светлеем до бесцветного.
Уравнение реакции:

Вывод: растворимые соли реагируют с металлами, если металл в свободном состоянии активнее, чем металл в составе соли, с образованием новой соли и нового металла.

Опыт 3
Взаимодействие солей с солями

В пробирку наливаем раствор выданной соли.
Добавляем 1-2 капли раствора нитрата серебра.
Наблюдаемые явления: выпадает творожистый осадок белого цвета.
Уравнение реакций:

Вывод: растворы солей реагируют между собой с образованием двух новых солей, если в процессе реакции хотя бы одно из веществ выпадает в осадок.

Общий вывод по работе: при выполнении практической работы были изучены химические свойства кислот, оснований, оксидов, солей, закреплены навыки составления уравнений реакций в ионном виде, электронного баланса к ОВР.

 

 



 

 


 

 






 



 












 

-->