Практическая работа №5 Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли 8 класс Химия онлайн читать


Практическая работа №5. Химия 8 класс (к учебнику Габриеляна О.С.)

Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе


Цель: научиться готовить растворы, закрепить расчетные навыки, усовершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Оборудование: лабораторные весы с разновесами, мерный цилиндр, коническая колба или химический стакан емкостью 100 мл, стеклянная палочка, шпатель или ложечка.
Реактивы: сахар, дистиллированная вода.

Весы и взвешивание.

Для взвешивания веществ пользуются технохимическими весами, которые позволяют взвешивать с точностью до 0,01 г.:

1 - уровень, 2 - винтовые ножки, 3 - ручка арретира, 4 - чашки весов, 5 - коромысло, 6 - балансовые гайки, 7 - стрелка, 8 - шкала

Главной частью весов является колонка с коромыслом (5). К коромыслу присоединены чашки весов (4). Весы оборудованы арретиром (устройством для снятия нагрузки с подвижной части весов, когда они не работают), который приводится в движение ручкой (3). Поворотом ручки арретира весы приводят в рабочее состояние. В рабочем состоянии коромысло с чашками колеблется. В нерабочем состоянии чашки весов находятся на специальных подставках и не колышутся. Поворачивать ручку арретира нужно плавно, без толчков, медленно и осторожно.
Перед взвешивание необходимо проверит с помощью отвеса (1), находятся ли весы в горизонтальном положении. Если нет, то нужно подкрутить винтовые ножки. Переносить весы или сдвигать их с места после установки по уровню нельзя.
Далее необходимо проверить, уравновешены ли весы. Поворотом ручки арретира приводят весы в рабочее состояние и следят за отклонением стрелки (7). Стрелка должна отклоняться влево и вправо от средней (нулевой) отметки шкалы на одинаковое количество делений. Если это не так, то весы регулируют с помощью балансовых гаек (6).
Во время взвешивания следует выполнять следующие правила:
- Класть разновесы или взвешиваемое вещество на чашки весов можно лишь тогда, когда весы находятся в нерабочем состоянии (при отсутствии колебаний). Поэтому, добавляя или отбирая вещество, или заменяя гирьки, следует каждый раз с помощью ручки арретира приводить весы в нерабочее состояние. В противном случае весы быстро потеряют точность.
- Вещество всегда кладут на левую чашку весов, а разновесы на правую.
- Вещество должно быть на листе бумаги. Нельзя класть вещество непосредственно на чашку.
Взвешивать воду или любую другую жидкость на весах воспрещается. Уровень воды в сосуде все время колеблется, и местонахождение центра тяжести жидкости постоянно изменяется, поэтому состояния равновесия жидкости достигнуть невозможно.
Разновесы берут только пинцетом из специального футляра и возвращают после взвешивания в предназначенные для них гнезда. Брать гирьки руками запрещено.
- Прежде всего взвешивают лист бумаги . Далее, не снимая гирек и бумаги, поворотом ручки арретира возвращают весы в нерабочее состояние. На правую чашку помещают нужное количество разновесов, а на левую - порцию вещества. Поворачивают ручку арретира и следят за отклонением стрелки. Снова приводят весы в нерабочее состояние и, если необходимо, добавляют или убирают разновесы. Операцию повторяют до тех пор, пока стрелка не будет отклоняться влево и вправо от середины шкалы на одинаковое количество делений. В этом случае взвешивание считают законченным.
- После окончания взвешивания необходимо привести весы в нерабочее состояние, пинцетом снять гирьки с чашки весов и сразу поставить в предназначенные для этих гирек гнезда в футляре.

Измерение нужного объема жидкости




Порядок выполнения работы:

Отмеряем мерным цилиндром 50 мл дистиллированной воды.
Взвешиваем чайную ложку (или два кусочка) сахара.
Вливаем воду в коническую колбу емкостью 100 мл (или в химический стакан) и помещаем туда же сахар. Перемешиваем стеклянной палочкой до полного растворения сахара.

Расчетная часть работы

1) Рассчитываем массовую долю сахара в растворе.


2) Рассчитываем количество молекул сахара в полученном растворе.



Вывод: в ходе выполнения практической работы был приготовлен раствор сахара, закреплены навыки расчета массовой доли вещества в растворе и количества молекул вещества, усовершенствованы навыки работы с лабораторным оборудованием.


-->