Практическая работа №3 Анализ почвы и воды 8 класс Химия Габриелян онлайн читать


Практическая работа №3. Химия 8 класс (к учебнику Габриеляна О.С.)

Анализ почвы и воды


Цель: изучить состав почвы и некоторых характеристик образцов воды из разных источников, освоить практические приемы работы с веществами.
Оборудование: лабораторный штатив, штатив для пробирок, пробирка с пробкой, пробирка, лупа, фильтрованная бумага, воронка, стеклянная пластина, стеклянная палочка, пинцет, пипетка, прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2-2,5 см, высотой 30-35 см (или мерный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки), коническая колба с пробкой, нагревательный прибор, спички, индикаторная бумага (синяя и красная), лист с печатным текстом.
Реактивы: образцы почвы, воды из водоема, водопроводной воды, дистиллированная вода.

Опыт 1.
Механический анализ почвы.

Порядок выполнения работы:

В пробирку помещаем почву (столбик почвы высотой 2-3 см).
Добавляем дистиллированную воду, объем которой должен быть в 3 раза больше объема почвы.
Закрываем пробирку пробкой и тщательно встряхиваем 1-2 мин.
Наблюдаем с помощью лупы за осаждением частиц почвы и структурой осадка.
Наблюдаемые явления:  вещества, содержащиеся в почве, оседают с различной скоростью. Через некоторое время содержимое расслоится: внизу осядет тяжелый песок, выше будет мутный слой из зависших частичек глины, еще выше - слой воды, на ее поверхности - механические примеси (например, древесные опилки).
Вывод: почва - это смесь различных веществ.

Опыт 2.
Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Порядок выполнения работы:

1. Готовим бумажный фильтр, вставляем его в воронку, закрепленную в кольце штатива.
Подставляем под воронку чистую сухую пробирку и фильтруем полученную в первом опыте смесь почвы и воды.
Наблюдаемые явления: почва остается на фильтре, а в пробирке собирается фильтрат - это почвенная вытяжка (почвенный раствор).
Вывод: почва содержит нерастворимые в воде вещества

2. Несколько капель этого раствора помещаем на стеклянную пластину.
С помощью пинцета держим пластину над горелкой до выпаривания воды.
Наблюдаемые явления: вода испаряется, а на пластинке остаются кристаллы веществ, ранее содержавшихся в почве.
Вывод: почва содержит растворимы в воде вещества.

3. На две лакмусовые бумажки (красную и синюю) наносим стеклянной палочкой почвенный раствор.
Наблюдаемые явления:
а) синяя индикаторная бумага изменяет цвет на красный.
Вывод: почва кислая.
а) красная индикаторная бумага изменяет цвет на синий.
Вывод: почва щелочная.


Опыт 3.
Определение прозрачности воды.

Порядок выполнения работы:

Прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2-2,5 см, высотой 30-35 см (или мерный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки) ставим на лист с печатным текстом.
Вливаем в цилиндр дистилированную воду до тех пор, пока через воду не будет виден шрифт.
Измеряем линейкой высоту столба воды.
Наблюдаемые явления: ... см - высота столба воды.
Аналогично проводим опыт с водой из водоема.
Наблюдаемые явления:  ... см - высота столба воды.
Вывод: дистиллированная вода имеет большую прозрачность, чем вода из водоема.


Опыт 4.
Определение интенсивности запаха воды.

Порядок выполнения работы:

Коническую колбу наполняем на 2/3 объема исследуемой водой, плотно закрываем пробкой и сильно встряхиваем.
Открываем колбу и отмечаем характер и интенсивность запаха, используя таблицу учебника.
Наблюдаемые явления: .... (например, запах отчетливый - неприятный, интенсивность - 4 балла).
Вывод:  ... (например, неприятный запах может быть причиной отказа от питья).


Общий вывод по работе: в ходе выполнения данной практической работы изучались состав почвы, исследовались прозрачность и интенсивность запаха воды, совершенствовались практические приемы работы с веществами.

 


-->