Нервная система. Рабочая тетрадь. 8 класс. Колесов, Маш, Беляев онлайн читать


Нервная система

166. Прочитайте §43. Допишите утверждение.

Значение нервной системы:
1) Являемся материальной основой психической деятельности;
2) Обеспечивает приспособление к среде;
3) Согласует работу всех органов;
4) Обеспечивает выживание организма как целого.

167. Известно, что гомеостаз поддерживают рецепторы, одни из которых регистрируют верхнюю границу нормы, другие - нижнюю. Прочитайте текст и впишите недостающие слова: усиливают, ослабляют, увеличивают, уменьшают.

Возбуждение рецепторов, регулирующих нижнюю границу нормы, усиливает рефлексы, стимулирующие поступление веществ и уменьшают их трату. Возбуждение рецепторов, регистрирующих превышение верхней границы нормы, ослабляет рефлексы, стимулирующие поступление веществ и увеличивает их трату.
При физической работе усиливается выделение тепла за счёт работы мышц, вследствие этого возбуждаются рецепторы, регулирующие верхнюю границу нормы. Вследствие этого возникают рефлексы, которые увеличивают потоотделение, расширение сосудов кожи и уменьшают теплообразование.

168. Прочитайте статью «Части нервной системы» §44 и рассмотрите рис. 90. Допишите схему « Строение нервной системы».

168. Прочитайте статью «Части нервной системы» §44 и рассмотрите рис. 90. Допишите схему « Строение нервной системы

169. Допишите утверждения.

Серое вещество образуют тела нейронов и дендриды.
Белое вещество образуют нервные волокна.
Нервы состоят из нейронов.
Нервные узлы состоят из нервов.

170. Прочитайте статью «Спинной мозг» §44. Рассмотрите рисунок. Укажите цифровые обозначения следующих структур:

Тело позвонка-9;
Задний (остистый) отросток позвонка-4;
Спинной мозг-1;
Серое вещество спинного мозга - 2;
Белое вещество спинного мозга-3;
Задние корешки спинного мозга со спинномозговыми узлами-5;
Передние корешки-6;
Узлы симпатического ствола-7;
Межпозвоночный диск-8.

171. Напишите, какой из известных вам рефлексов имеет двухнейронную рефлекторную дугу. Дорисуйте схему его действия. Сделайте недостающие подписи.

171. Напишите, какой из известных вам рефлексов имеет двухнейронную рефлекторную дугу. Дорисуйте схему его действия. Сделайте недостающие подписи
Пример двухнейронного рефлекса: коленный рефлекс.

172. Представьте, что вы дотронулись до горячей поверхности и немедленно отдернули руку. Изобразите дугу осуществленного рефлекса, учитывая, что она включает чувствительный, двигательный и вставочный нейрон.
172. Представьте, что вы дотронулись до горячей поверхности и немедленно отдернули руку. Изобразите дугу осуществленного рефлекса, учитывая, что она включает чувствительный, двигательный и вставочный нейрон

173. Объясните, в чем выражается проводящая функция спинного мозга.

Спинной мозг передает нервные импульсы от органов к головному мозгу, а от него - обратно к органам.

174. Прочитайте статью «Отделы головного мозга» §45. Заполните схему.

174. Прочитайте статью «Отделы головного мозга» §45. Заполните схему.<

175. Подпишите на рисунке указанные отделы головного мозга.

175. Подпишите на рисунке указанные отделы головного мозга

176. Заполните таблицу « Расположение желудочков мозга».
 

Название желудочков мозга Месторасположение
IV желудочек Между продолговатым мозгом и мозжечком
Водопровод В толще среднего мозга
III желудочек Между половинами промежуточного мозга
I и II желудочки I - в левой половине, II - в правой половине большого мозга

177. Впишите в таблицу функции указанных отделов головного мозга.

Продолговатый мозг - рефлекторные (кашель, чихание и т.д.), проводящие (импульсы в вышележащие отделы мозга), регуляция дыхания, деятельности сердца и сосудов
Мост - проводящая функция (импульсы идут вверх в кору большого головного мозга и обратно в спинной мозг, к мозжечку). Регуляция мимики, жевательных функций
Мозжечок - координация движений равновесие, контроль траектории движения, устранение лишних движений

178. Прочитайте §46 «Функции переднего мозга» и продолжите заполнение таблицы.
промежуточный мозг:

Название отдела головного мозга Функции
Промежуточный мозг Таламус анализ всех видов ощущений, кроме обонятельных - анализ, сравнивание, суммирование зрительной, слуховой и другой информации
Гипоталамус центр голода и жажды, высший центр вегетативной регуляции, необходим для регуляции работы всех внутренних органов
Большие полушария Лобная доля Регуляция дыхания, регуляция активного поведения
Теменная доля Кожно-мышечная чувствительность
Затылочная доля анализ зрительных импульсов
Височная доля анализ слуховых, обонятельных, вкусовых импульсов

179. Укажите значком»+», какие из перечисленных функций может выполнять старая кора, а какие - только новая.

179. Укажите значком»+», какие из перечисленных функций может выполнять старая кора, а какие - только новая

180. Прочитайте §47 (до рубрики «Симпатический подотдел автономной нервной системы») и сопоставьте особенности соматического и вегетативного отделов нервной системы.
 

Критерии сравнения Соматический отдел Вегетативный отдел
Наличие центральной и периферической частей центральная и периферическая части центральная и периферическая части
Связь с иннервируемыми органами (прямая или через узлы) через узлы через узлы
Органы, иннервируемые этими отделами мышцы внутренние органы
Функции управление движениями тела управление внутренними органами
Произвольность зависит от воли человека не зависит от воли человека

181. Сравните строение и функции симпатического и парасимпатического подотделов нервной системы.
 

Критерии сравнения Симпатический отдел Парасимпатический отдел
Расположение ядер в центральной нервной системе в боковых столбах верхней и нижней частей спинного мозга в стволе головного мозга и в крестцовой части спинного мозга (самый крупный центр - в продолговатом мозге на дне IV желудочка)
Расположение нервных узлов вдоль позвоночника, в области живота и некоторых других местах в самих органах либо недалеко от них
Влияние:
 
 
на сердце учащение и усиление сокращений замедление и ослабление сокращение, возвращает в состояние покоя
на артериальное давление повышает снижает
на содержание сахара в крови увеличивает уменьшает
на кожные сосуды сужает расширяет
на органы пищеварения затормаживает активизирует
на органы дыхания ускоряет замедляет, делает более глубоким

182. Приведите пример доказывающих взаимодействие симпатической и парасимпатической подсистем.

На человека нападает хищник - напрягаются мышцы, усиливается сердцебиение, ускоряется дыхание, повышается давление, кожа покрывается "мурашками". Это "работает" симпатический отдел. Но при этом больше, чем необходимо изменение в работе органов не происходит, потому что парасимпатический отдел тут же "срабатывает" в противоположном направлении.



 

-->