Индивидуальное строение организма220. Прочитайте статью «Размножение организмов» п. 60. Сравните бесполое и половое размножение.
|
Характеристика | Бесполое размножение | Половое размножение |
В размножении участвует | 1 особь | 2 особи |
Наследственная информация у потомства по сравнению с родительской(ими) особью(ями) | одинаковая | комбинация генов родителей |
Вероятность выживания вида в меняющихся условиях среды | меньше | больше |
221. Приведите примеры бесполого и полового размножения у растений и животных.
Бесполое размножение | Половое размножение | |
Растения | земляника (усы) картофель (клубни) фиалка (листы) |
покрытосеменные (яблони) |
Животные | гидры фораминиферы |
рыбы, амфибии, рептилии, млекопитающие |
222. Перечислите этапы, из которых складывается жизненный цикл особи.
оплодотворение, деление, рост, развитие, старение, смерть.
223. Изучите далее п. 60 и рис. 123, 124 учебника.
1) Подпишите названия органов мужской половой системы, указанных на рисунке.
Какой из изображенных на рисунке органов не относится к половой системе?
мочевой пузырь
2) Подпишите названия органов женской половой системы, указанных на рисунке
224. Прочитайте статью «Образование и развитие зародыша» п. 60. Допишите утверждения.
Наличие в сперматозоиде и яйцеклетке половинного набора хромосом позволяет сочетать свойства обоих родителей в зародышевой клетке
Слияние яйцеклетки и сперматозоида называется оплодотворение.
Оно происходит в маточной трубе
В результате этого процесса образуется зигота.
Она начинает дробиться и превращается в зародышевый пузырек (бластулу)
В отличие от неоплодотворённой яйцеклетки зародыш может удержаться в матке, потому что он прикрепляется к рыхлому слою эпителия матки.
225. Прочитайте статью «Закон индивидуального развития» п. 61.
Ответьте на вопросы.
1) Какие факты говорят в пользу основного биогенетического закона Геккеля-Мюллера?
- У каждого вида своя приспособленность к какой-либо среде, т.е. программа развития в той среде.
2) Почему наблюдаются отклонения от биогенетического закона?
- Органы начинают работу иначе, чем на первых этапах развития
226. Прочитайте статью «Развитие плода» п. 61. Напишите, после каких этапов развития зародыш становится плодом.
1 этап: зародышевый пузырек - 2 этап: шестидневный зародыш - 3 этап: зародыш становится пложом (увеличивается объем, образуется плацента и пупочный канатик)
227. Прочитайте п. 61 до конца. Ответьте на вопросы.
1) Сколько дней, лунных и календарных месяцев длится беременность?
- 280 суток, 9 календарных месяцев, 10 лунных месяцев.
2) Что происходит с плацентой после рождения ребёнка?
- Плацента отторгается.
228. Прочитайте статью «Наследственные и врождённые заболевания» п. 62. Заполните таблицу.
Наследственные болезни | Врожденные болезни | |
Определение | заболевание связанное с нарушением генного аппарата в зародыше | заболевания, связанные с повреждением зародыша во время его развития |
Примеры | слабоумие гемофилия |
порок сердца глухота умственная отсталость |
Профилактика | расшифровка своей генной карты | ведение беременной женщиной здорового образа жизни |
229. Прочитайте статью «Болезни, передаваемые половым путём» п. 62. Систематизируйте материалы в виде таблицы.
Название болезни | Возбудитель | Пути заражения | Симптомы |
СПИД | ВИЧ | 1) половые контакты 2) переливание крови 3) нестерильные инструменты |
слабость организма, увеличение лимфатических узлов |
Гепатит В | вирус | половые контакты, кровь | Желтуха, темная моча, обесцвечивание кожи |
Сифилис | бледная спирохета | половые контакты | I стадия - образование язв II стадия - бледная сыпь по телу, увеличение лимфатических узлов III стадия - поражение умственной системы |
230. Прочитайте п. 63 «Развитие ребёнка после рождения. Становление личности». Укажите временные рамки следующих возрастных периодов развития человека.
Новорождённый: 1 месяц после рождения
Грудной: ребёнок: от 1 месяца до 1 года;
Пубертатный: период полового созревания с 9-11 лет (дев.) и 11-12 лет (мальчики)
231. Прочитайте статьи «Темперамент» и «Характер» п. 63. Сопоставьте эти понятия. Заполните таблицу.
Признаки | Темперамент | Характер |
Наследуемость | врожденный | не наследуется |
Влияние воспитания | не влияет | влияет |
232. Сведите в таблицу информацию о четырёх типах темперамента, выделенных Гиппократом.
Темперамент | особенности нервной системы | Примеры известных личностей, обладавших данным темпераментом |
Меланхолический | слабая, легко ранимая, высоко чувствительная нервная система, глубокие и сильные эмоции | Дарвин, Гоголь, Рене Декарт |
Холерический | сильная, легко возбудимая, способны преодолевать трудности | Суворов |
Сангвинический | чувства и действия уравновешены, легко приспосабливаемый человек, живой, подвижный | Герцен, Моцарт |
Флегматический | спокойные люди, замедленно переключение между видами деятельности, ровное настроение | Кутузов, Крылов |
233. Закончите схему.
Типы психической деятельности (по И.П. Павлову):
- художественный
- мыслительный
- смешанный
234. Дайте определения понятий.
Экстраверт – человек, открытый для окружающих, легко идущий на контакт.
Интроверт – закрытый человек, сложно идущий на контакт
235. Прочитайте п. 44. Установите разницу между понятиями интерес, склонность, способность. Запишите свои выводы в таблицу.
Интерес | Склонность | Способность |
Форма проявления познавательной способности | Пристрастие к занятию определенным видом деятельности | индивидуальная психологическая особенность человека |
236. Решите кроссворд № 10
По горизонтали:5. Возникновение в больном сознании несуществующих образов (галлюцинация)
8. Отдел промежуточного мозга, связанный с отбором информации (таламус)
11. Орган вестибулярного аппарата (мешочек)
12. Контакты между нейронами (синапс)
15. Отдел мозга, координирующий целевые движения (мозжечок)
16. Временно господствующий в центральной системе очаг возбуждения, связанный с удовлетворением потребности, вышедшей на первый план (доминанта)
17. Отдел головного мозга (мост)
19. Гормон поджелудочной железы, регулирующий содержание сахара в крови (инсулин)
20. Часть внутреннего уха, где располагаются слуховые рецепторы (улитка)
21. Эмоциональное состояние, требующее от организма наивысшего напряжения (стресс)
По вертикали:
1. Кажущееся восприятие (иллюзия)
2. Аппарат, состоящий из рецепторов, проводящих путей и чувствительной коры (анализатор)
3. Орган иммунитета (тимус)
4. Болезнь, связанная с недостаточной функцией щитовидной железы (микседема)
5. Отдел промежуточного мозга, регулирующий вегетативные функции (голод, насыщение и проч.) (гипоталамус)
6. Железа внутренней секреции, находящаяся в головном мозге . (гипофиз)
7. Эмоциональная вспышка, при которой увеличивается волевой контроль (аффект)
9. Продукт нейронов, синапсы которых выделяют секреты в кровь (нейрогормон)
10. Орган, напоминающий двояковогнутую линзу, позволяющий рассмотреть близкие и далекие предметы (хрусталик)
13. Отверстие в радужной оболочке (зрачок)
14. Нервная клетка (нейрон)
18. Наружная оболочка глаза . (склета)